«Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
К.Д.Ушинский
Социализация – процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, установок, норм, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Сферы социализации – деятельность, общение, самосознание.
Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и получение профессии – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, работа должна быть направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.
Одна из важнейших задач по социализации воспитанников специальных (коррекционных) школ – это профориентационная работа.
Основными направлениями профориентационной работы являются:
- профессиональное просвещение учащихся,
- организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий,
- развитие творческого потенциала детей
Профориентационная работа в коррекционной школе может осуществляется в 2 этапа:
1-й - этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения в 1-7-х классах. Здесь предлагаю ознакомить детей с различными видами профессий, их особенностями. Данный этап способствует формированию трудовых навыков, воспитанию трудолюбия, настойчивости, умению работать в коллективе, уважению к людям труда.
2-й - этап активно-поисковой профориентации в основном предлагается провести в 8-9 классах. Он способствует систематизации знаний о мире профессий, знакомит учащихся с психологическими основами профессионального выбора. В 8 - 9 классах проводится первичная профдиагностика учащихся, с целью развития механизмов самопознания, коррекции самооценки.
Происходит определение профессионального выбора, получение информации о возможностях и путях профессионального образования.
Более подробно хотелось бы остановиться на профориентационной работе в старших классах.
1.Профессиональное просвещение - расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями через проведение профориентационных классных часов, бесед, ролевых игр, бесед, оформление стендов наглядной агитации.
2.Профессиональная консультация - пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы через организацию встреч с представителями учебных заведений, экскурсий в учебные заведения, встреч со специалистом Центра занятости населения. Для организации преемственности школы и профессиональных училищ на уроках школьников ориентируют на продолжение профессионального обучения в конкретном училище, знакомят учащихся с жизнью училища (экскурсии, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище, выполнение трудовых заданий училища в мастерских школы), учителя в школьных программах по труду учитывают содержание и методики обучения в профессиональных училищ.
- Профессиональная диагностика - изучение учащимися своих особенностей и возможностей через использование различных психодиагностических методик, анкет, тестовых заданий адаптированных для школьников со сниженным интеллектом.
4.Профессиональный подбор – оказание помощи в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений, активизации самопознания и саморазвития учащихся.
Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.
Таким образом, профориентация в специальной (коррекционной) школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного рынка труда.
Педагог-психолог социально-психологического отдела ГУ ЦППМСП «Дар» Мальцева Оксана Петровна